Ваш браузер не поддерживает JavaScript, либо эта функция отключена. Без нее сайт может работать некорректно.


Задача: пунктуальные сотрудники

05 апреля 2013
Сайт myJOB.BY недавно проводил опросы, из которых стало видно, что примерно треть белорусов периодически опаздывает на работу, а каждый пятый обычно задерживается на 5-15 минут. Что делать, если нужны сотрудники, которые всегда приходят вовремя? Об этом, а также о том, как влияют постоянно опаздывающие специалисты на весь коллектив и как с этим бороться, читайте в нашей статье.


Плохие привычки – заразительны

Когда все коллеги приходят на работу за 5-10 минут до начала рабочего дня, позволить себе опоздать может не каждый. Когда же в коллективе появляется непунктуальный сотрудник, то привычка потихоньку может распространиться ещё на несколько человек: если можно одному, значит можно и всем.

Ivanov_RB_anons.jpgАндрей ИВАНОВ
бизнес-тренер, преподаватель Института бизнеса БГУ:

«Когда-то я подобрал в штат отличного специалиста по продажам. В короткий срок он нашёл нового клиента и заключил две сделки. Но буквально с первых дней работы он начал опаздывать на работу: на 10 минут, на 15, на полчаса. Я несколько раз разговаривал с ним, объяснял, что у нас такие правила: все приходят вовремя. Специалист оправдывал себя пробками на дорогах. Через пару недель нам пришлось с ним расстаться. «Как, из-за того, что я опаздывал?» – возмущался он. Конечно, есть разные должности и где-то пунктуальность не принципиально важна, но специалист по продажам должен отвечать на звонки и принимать заказы в то время, которое объявлено в ваших рекламных материалах, на вашем сайте.

К тому же я против создания элитарных статусов в коллективе: «кому-то можно, а другим нельзя». Неравенство ни к чему хорошему не приводит. Это значит, что в скором времени ещё ряд сотрудников начнёт задерживаться, и, может случиться, что в один день весь отдел продаж придёт не вовремя, а мы упустим важную сделку».

«Включённые во время»

Чайлытко.jpgНаталья ЧАЙЛЫТКО
директор «Кадрового центра «Статус»:

«В психологии выделяют два способа восприятия событий: «во времени» и «сквозь время». «Включённые во время» сотрудники обычно хорошо ориентируются во времени, умеют планировать свой рабочий день и всегда и всюду приходят вовремя. Наверняка, вы встречали людей, которые, не глядя на часы, могут предположить, сколько сейчас времени и ошибиться не более чем на 10-20 минут. Люди же с восприятием «сквозь время» не умеют просчитывать, когда они смогут завершить то или иное задание, и им постоянно, часто катастрофически, не хватает времени. Такие люди с завидной частотой будут опаздывать».

Однако на важные мероприятия, в том числе на собеседование, люди с восприятием «сквозь время», скорее всего, придут вовремя или даже немного заранее. Можно ли как-то определить ещё на собеседовании, к какому типу относится кандидат? Ведь есть должности, на которых пунктуальность просто необходима.

«Есть разные тесты и задания, которые позволяют выявить сотрудников, «включённых во время», – говорит Наталья Чайлытко. – Например, на собеседовании вы можете попросить кандидата рассказать о его любимом ритме жизни и вспомнить, в каком ритме он жил, когда он успевал сделать кучу разных дел. Если кандидат начнёт рассказывать, как за один день он сделал и одно, и второе, и пятое, и при этом отлично себя чувствовал, он «включён во время». Если же соискатель с удовольствием вспоминает о спокойных днях, когда у него было немного задач, а в дни с большим количеством задач он обычно что-то забывал, часто не знал, за что хвататься, и ничего не успевал – он относится ко второму типу по восприятию событий во времени».

«Определить, «включён» ли кандидат во время, вам также поможет внимание к тому, как он рассказывает о себе. О прошлом, настоящем и будущем (о своих планах, карьерном росте и пр.) обычно говорят «включённые во время» соискатели: кем он был, кем стал, кем хочет стать, сколько зарабатывал, сколько зарабатывает, сколько хочет зарабатывать и то же про карьерный рост. Если же у соискателя вызывает трудности рассказ о его планах, и в целом он говорит либо в настоящем времени, либо вне времени, то он относится к людям с восприятием событий «сквозь время», – добавила Наталья.

Андрей Иванов считает, что во время собеседований пунктуального сотрудника можно выявить по косвенным признакам, таким как чувство меры и внимательность к мелочам: «Кандидат, демонстрирующий отменное чувство меры в диалоге с интервьюером, выражающееся в аккуратных комментариях, этике общения, проявлении уважительности, даже при ответе на провокационный вопрос, как правило, переносит такое поведение на все сферы своей жизни. На мой взгляд, именно такой кандидат сможет в своей работе всегда уделять достойное внимание такой значимой «мелочи», как пунктуальность».

Воспитывая пунктуальность

Поскольку тех, кто приходит на работу вовремя, большинство, наверняка есть способы, которые помогают воспитать пунктуальность. Вот некоторые из них.

1.    Надежда ПОПОВА, специалист по персоналу компании «БЕЛПРОНТО», считает, что иногда причиной частых опозданий является элементарное неумение планировать своё время: «Таким образом, формирование навыка планирования – один из способов развития пунктуальности. Для того чтобы успешно развивать навык планирования времени, нужны две вещи: во-первых, честно себе признаться, что эта проблема у вас есть, а во-вторых, поискать актуальную информацию в книгах и интернете либо посетить курсы по тайм менеджменту – умение рационально планировать своё время одна из составляющих современного успешного человека».

2.    Наталья Чайлытко отмечает, что если пунктуальных работников будет больше, чем постоянно опаздывающих, и руководитель отдела будет подавать пример, то «отстающие» подтянутся.

3.    Ещё один способ – вызвать страх: депремированием, смещением рабочего дня на время, на которое человек опоздал, вывешиванием фото опаздывающего на доску «почёта» и т.д. Страх может вызывать и личность руководителя, начиная от строгого взгляда и заканчивая способами его реакции на опоздания. Например, Наталья Чайлытко вспомнила, что на одном предприятии руководитель всем опаздывающим дарил в течение недели будильники, а в конце недели перед всеми работниками коллектива подсчитывал, сколько их у каждого сотрудника.

Впрочем, ни один из способов не работает на 100%. Лучше всего, если сама корпоративная культура компании будет формировать у коллектива ценность времени.

Анна РАЩУПКИНА, myJOB.BY

Также рекомендуем:

Большинство белорусов приходят на работу вовремя

Опоздание на 5 минут - не опоздание?